Российские студенты готовы потратить $11450 на зарубежное образование

В последние несколько лет спрос на зарубежное образование в России неуклонно растет. Спектр программ образования за рубежом сегодня чрезвычайно разнообразен. Это и обучение в старших классах средней школы в течение года или нескольких лет, и летние курсы (в основном языковые), и образование в колледжах и университетах, предлагающих самые разные программы вплоть до МВА и Ph.D.

В связи с растущей популярностью западного образования компания Begin Group провела исследование, в рамках которого было опрошено 55 российских агентств по образованию за рубежом и 120 человек, интересующихся международным образованием.

35% агентств работают на рынке уже в течение 11-15 лет, еще 27% — от 6 до 10 лет. Отдельно стоит отметить 8% агентств, возраст которых превышает 15 лет.

Количество лет работы агентства на рынке

 

В основном агентства отправляют за рубеж от 101 до 200 человек в год — таких показателей в течение прошлого года добились 27% компаний. Чуть меньше (22%) помогли 51-100 студентам и школьникам. 24% опрошенных компаний организовали обучение на Западе менее 50 человек. В то же время существует небольшая прослойка наиболее крупных и известных компаний (5%), которым в прошлом году удалось поработать более чем с 500 клиентами.

Традиционно больше интереса вызывают краткосрочные образовательные программы, среди которых постоянно высоким спросом пользуются летние программы по изучению языка. В среднем школьники и студенты едут за границу на срок около месяца. 39% из них проводят за рубежом 2-3 недели и еще 32% — 4-5 недель.

Великобритания по-прежнему остается самым распространенным местом образования студентов из России; туда отправляют клиентов 87% агентств. Немного отстает Швейцария — 84%. Кроме того, в первую пятерку входят Испания (75%), Франция и Ирландия (по 73%). Как ни странно, США занимают лишь 7-ю строчку в этом неформальном рейтинге.

Популярность страны обучения

1. Великобритания — 87%
2. Швейцария — 84%
3. Испания — 75%
4. Франция — 73%
5. Ирландия — 73%
6. Германия — 71%
7. США — 65%
8. Италия — 65%
9. Мальта — 62%
10. Канада — 62%
11. Япония — 55%
12. Новая Зеландия — 51%
13. Бельгия — 45%
14. Китай — 44%

15. Австралия — 42%
16. Латинская Америка — 27%
17. Южная Африка — 25%
18. Корея — 18%
19. Таиланд — 8%
20. Австрия — 5%
21. Нидерланды — 4%
22. Финляндия — 4%
23. СНГ — 2%
24. Португалия — 2%
25. Норвегия — 2%
26. Египет — 2%
27. Швеция — 2%

В ходе второй части исследования специалисты Begin Group опросили 120 человек для того, чтобы выяснить их отношение к агентствам по обучению за рубежом.

Возраст 39% респондентов — от 21 до 25 лет; это связано с тем, что в последнее время большую активность демонстрируют студенты последних курсов российских вузов, желающие получить постдипломное образование (postgraduate) за границей. 22% опрошенных немного младше — от 17 до 20 лет, а еще 19%, наоборот, старше — их возраст от 26 до 30 лет. 22% — неработающие студенты вузов, а 25% совмещают учебу с работой. Почти половина (48%) только работают.

Процент респондентов, пользующихся услугами агентств, достаточно высок — 26%. Еще 40% склоняются к тому, чтобы работать с агентством, а не организовывать зарубежное обучение самостоятельно. При этом 18% категорически не хотят обращаться в подобные компании, а еще 16% ответили, что они, скорее всего, также не будут прибегать к помощи агентств.

Воспользуетесь ли Вы услугами агентств по организации обучения за рубежом?

 

«К сожалению, многие люди, заинтересованные в получении зарубежного образования, не знают о существовании и смысле деятельности агентств по обучению за рубежом, — считает Екатерина Рекеда, руководитель проекта 1ABROAD компании Begin Group. — Эти компании предлагают профессиональные консультации по выбору образовательной программы, готовят студента к получению визы, помогают оформлять все документы, а также поддерживают постоянный контакт с обучающимся как в процессе обучения, так и после его завершения. Несмотря на нежелание многих людей обращаться к услугам агентств, как показывает практика, большинство студентов или родителей вынуждены в конце концов сделать это после неудачных попыток самостоятельной связи с предполагаемым местом обучения или сбора необходимых документов. Хотя основания для оптимизма все же есть: если сравнивать результаты исследований за несколько лет, то с каждым годом все большее количество людей узнают о существовании агентств и понимают все преимущества работы с ними».

Из тех, кто не желает обращаться к агентствам, 37% делают это по причине слишком высоких цен на их услуги. 39% уверены, что способны сами все организовать, а еще 22% просто не доверяют подобным компаниям.

24% респондентов планируют потратить на обучение до $5000, чуть больше людей (28%) готовы заплатить от $5000 до 10000. 13% опрошенных рассчитывают на сумму от $10000 до 15000, и еще 15% — от $15000 до 20000. Любопытно, что пятая часть респондентов (20%) вполне готовы потратить более $20000.

Средняя сумма, которую респонденты планируют выделить на обучение за рубежом, составляет $11450.

Планируемые затраты респондентов на образование за рубежом

 

По материалам проекта EXAMEN
Все о высшем образовании
март 2007