В России вводится двухступенчатая система высшего образования
Что случилось?
В октябре президент РФ подписал закон о введении двухуровневой системы образования. Если раньше 90% студентов учились пять-шесть лет по программе «специалист», то с 2009 г. у нас будут действовать западные стандарты: до четвертого курса учишься на бакалавра, после этого по конкурсу или за деньги поступаешь в магистратуру и там доучиваешься еще два года. Лишь для некоторых профессий сохранится прежний стандарт обучения: 5-6-летний «специалитет» с получением диплома «специалист». «Это врачи, инженеры, летчики, работники транспорта, военные, чьи профессии «могут быть опасными для личности и государства», — всего из 530 сегодняшних специальностей для 120»,- говорит Нелли Розина, замдиректора департамента госрегулирования в сфере образования Минобрнауки.
Этого решения ждали с 2003 г., когда Россия подписала Болонское соглашение, призванное унифицировать систему высшего образования в Европе, по трем уровням (сама система пришла в Европу из США): бакалавр, магистр, доктор наук (Philosophical Degree, Ph.D). Кроме единой квалификации соглашение предполагает взаимное признание дипломов странами-подписантами, которых сейчас 46, включая Россию. На практике это означает, что студент может начать учиться в Москве, продолжить, например, в Голландии, а пройти обязательную для магистров стажировку в Германии.
Проблема признания квалификаций назрела давно — полученные в России дипломы во многих странах не признаются, их требуется подтверждать особыми тестами и экзаменами. Российская высшая школа до вступления в Болонский клуб шла по пути заключения двухсторонних соглашений по признанию дипломов — такие соглашения есть, например, с Францией, Италией, но далеко не со всеми странами. Кроме того, каждый десятый студент уже учится по европейской системе, но даже этим студентам приходится подтверждать квалификацию для продолжения учебы за границей и, как правило, с понижением: тех, кто в России получил диплом магистра, на Западе признают лишь бакалаврами.
К чему стремимся
Однако до автоматического признания российских дипломов нужно еще дожить — уж очень велики различия в европейской и нашей системах высшего образования. И дело даже не в содержании теоретической части, а в самих методах, с помощью которых формируется будущий специалист. Студент в западном университете обладает гораздо большей свободой в выборе предметов и сам назначает время экзамена, когда чувствует, что готов к нему.
«В отличие от России на Западе 70% учебного времени отводится на самостоятельную работу», — подчеркивает Андрей Шуйский из компании «Парта». В России же высшее образование в основном построено на двух формах подачи материала — лекции и семинары. Это делает наше образование несколько абстрактным. Надо думать, именно поэтому во всем мире так ценятся российские программисты, математики и физики-ядерщики и так скептически воспринимаются выпускники экономических и медицинских (прикладных) специальностей. Некоторые западные эксперты, например проработавший в России пять лет нидерландский бизнесмен Итс Кивитс, вообще считают, что российское образование в принципе ориентировано на заучивание знаний и отработку простых навыков, а не на развитие «практической жилки» и собственной инициативы человека.
На Западе нет единого стандарта по содержанию программ, да и в целом там больше специальностей, и если в России студент должен сразу выбрать факультет и, соответственно, предмет изучения (история, право или химия), то в Европе широко распространены программы «двойного диплома» (например, специалист по бизнесу и юриспруденции или бизнесу и медицине) или так называемые Joint Degrees — программы, предполагающие одновременное изучение двух дисциплин в равном объеме. Возможно и Combined Degrees — изучение двух разных дисциплин, когда одна из них является основной, а другая дополнительной.
Есть и другие, более мелкие отличия (например, во многих вузах не следят за посещаемостью), но в целом можно сказать, что в наш вуз сложнее поступить, а западный — окончить.
Большая дискуссия
«Чтобы «подогнать» каждую специальность под принятый за рубежом стандарт, каждый вуз должен будет провести большую работу», — уточняет проректор по международному сотрудничеству МИСИС Евгений Левашов. Придется поменять учебный план, перенеся практические знания в программу первых четырех лет обучения, теорию — на уровень магистратуры, привлечь к разработке некоторых программ профессиональные сообщества. Есть и другие сложности.
Сторонники Болонского процесса считают, что это соглашение — дверь в Европу и из Европы к нам. Оппоненты говорят, что качество нашего образования не вызывает сомнений и новые порядки его только снизят. К тому же не понятно, зачем в России нужен бакалавриат, кого будут готовить на этом уровне — готовых практиков или низший персонал? Множество нерешенных вопросов позволяют экспертам прогнозировать, что если к 2009 г. у нас и появится двухуровневая система, то своя, «российская», а переходный период будет продлен. «С принятием закона о двухуровневой системе образования диалог на эту тему отнюдь не закончен», — считает председатель совета ректоров вузов Республики Карелии Анатолий Воронин.
Зато конкурс при поступлении в магистратуру появится уже скоро. По разным оценкам, бесплатно обучаться на этой программе сможет в 2-10 раз меньше студентов, чем на бакалавриате. «Правительственные чиновники обещают, что в магистры смогут попасть 40-50% бакалавров, ректор МГУ Виктор Садовничий — что не более трети, а пессимисты называют лишь 10-15%», — замечает депутат Госдумы Олег Смолин. Для остальных обучение в магистратуре будет платным. «Не исключено, что бакалавры, которые не смогут поступить в магистратуру, будут вынуждены пойти работать либо поступить в платную магистратуру российского или зарубежного вуза», — замечает руководитель службы занятости МГУ Валерий Карезин.
Нынешних студентов все эти изменения не коснутся. Но, как показал опрос национального фонда подготовки кадров ГУ-ВШЭ, проведенный прошлой осенью в нескольких российских вузах, больше половины (57%) предпочли бы оставить все как есть, треть (36%) — получить диплом магистра и только 3% — бакалавра.
Источник: www.vedomostivuz.ru