Диплому угрожает девальвация, а выпускникам вузов - безработица

Человеческий капитал повышает шансы работника на получение не только работы как таковой, но и более высокой оплаты за свой труд. Интегральным индикатором экономической эффективности образования принято считать показатель нормы его отдачи, показывающий, на сколько процентов возрастают заработки работников при увеличении продолжительности обучения на один год. В большинстве зрелых рыночных экономик названный показатель чаще всего удерживается в диапазоне 8-10%. Можно ли говорить о существовании аналогичного эффекта применительно к российскому рынку труда? Ответ не очевиден, поскольку в плановой экономике ситуация была принципиально иной.

Ретроспективный анализ показывает, что, по крайней мере, к концу советского периода отдача от образования находилась на очень низкой отметке и составляла не более 1-2%. Это означало, что с точки зрения пожизненных заработков человек, получивший, скажем, диплом об окончании вуза, практически ничего не выигрывал. Однако в пореформенный период ситуация резко изменилась. Оценки второй половины 1990-х годов, демонстрируют уже совершенно другую картину. В эти годы отдача от образования в российской экономике достигла 8 - 10% - уровня, на котором находится его окупаемость в большинстве развитых стран. Из этого следует, что получение основного образования (девять классов) не обеспечивает практически никаких денежных выгод по сравнению с начальным: выигрыш в заработках не достигает даже 10%.

В отличие от этого окончание полной средней школы дает заметные преимущества по сравнению с неполной, способствуя увеличению заработков почти на 30%. Еще большую «премию» по сравнению с основным общим образованием обеспечивает начальное профессиональное - свыше 40%. В результате выпускники ПТУ оплачиваются в среднем даже выше (на 11%), чем выпускники средних школ. Еще более высокую оплату - примерно на 20% - получают выпускники ссузов (среднее специальное учебное заведение). Эти данные позволяют вновь поставить под сомнение тезис, согласно которому в переходных экономиках техническое образование (как начальное, так и среднее) в силу его сверхузкой специализации не обладает сколько-нибудь значительной рыночной ценностью.

Дипломомания и безработица

Но наибольший денежный выигрыш, как и следовало ожидать, обеспечивает обучение в вузах. Даже работники с неполным высшим образованием зарабатывают примерно на 40% больше, чем работники со средним образованием. Еще более весомую прибавку - 60-70% - дает обладание вузовским дипломом. Это не меньше, чем в большинстве развитых стран, где «премия» обладателю высшего образования обычно находится в диапазоне от 50 до 100%. Важно также отметить, что в условиях российского рынка труда женщины выигрывают от высшего образования в среднем больше, чем мужчины: 76% против 64% соответственно. Вместе с тем высокая окупаемость российского высшего образования может оказаться явлением преходящим.

Дело в том, что для молодых когорт, получивших высшее образование в 1990-е годы, отдача от него оказывается существенно ниже, чем для более старших когорт, получавших высшее образование в дореформенный период: 40% против 50-80%. Наметившееся снижение экономической ценности вузовских дипломов (хотя пока было бы преждевременно говорить об этом как об утвердившейся тенденции) естественно связать с взрывным скачком спроса на высшее образование, который, по наблюдениям ряда исследователей, отмечается с середины 1990-х годов.

Можно, по-видимому, говорить о наметившемся ослаблении взаимосвязей между экономикой и системой образования. Об этом, в частности, как уже говорилось, свидетельствует более низкая отдача от высшего образования у молодых когорт, вступивших на рынок труда в последнее десятилетие.

В перспективе это может стать причиной постепенного размывания тех весомых преимуществ, которые (пока) дает третичное образование. Российская система образования тогда может пойти по пути, который описывается в так называемой теории фильтра. Согласно этой теории, задача системы образования - не столько передача учащимся знаний и навыков, сколько проверка их способностей, которые существуют до и помимо обучения. Чем способнее человек, тем более высоких ступеней образования он достигает; аттестат или диплом всего лишь удостоверяет его более высокую потенциальную производительность и фактически служит пропуском на лучшие рабочие места.

Опасность подобного механизма отбора в том, что в его рамках рациональное поведение на индивидуальном уровне может приводить к иррациональным последствиям на уровне всего общества. Допустим, до поры до времени он функционировал успешно и действительно отбирал людей с лучшими способностями, которым вручались, скажем, дипломы о высшем образовании. Но если высшее образование становится почти всеобщим, сигнал в виде вузовского диплома перестает работать, поскольку утрачивает информационную ценность. Как в таких условиях будут действовать те, кто обладают лучшими способностями? Чтобы выделиться из массы претендентов на хорошие рабочие места, они скорее всего устремятся к получению второго высшего образования. Так дипломомания может приобрести характер безостановочного, самоподдерживающегося процесса. Нельзя исключить, что российская система образования уже вплотную приблизилась к черте, за которой может начаться непрерывная погоня за дипломами все более и более высокого уровня. Подобная ситуация чревата возникновением глубоких структурных дисбалансов.

Из-за постепенной девальвации вузовских дипломов работникам с высшим образованием придется во все больших масштабах перемещаться на рабочие места, которые не требуют высокой квалификации или даже не требуют никакой квалификации вообще.

Те, кто не захочет мириться с такой перспективой, станут стремиться к получению второго высшего образования. Из-за обесценения образовательного сигнала работодателям придется прибегать к более дорогостоящим и менее действенным методам отбора персонала. Еще опаснее, если значительная часть дипломированной рабочей силы окажется вообще вытесненной с рынка труда. Для того, чтобы противодействовать этим потенциально опасным тенденциям, необходима продуманная программа институциональных преобразований как в сфере образования, так и в сфере трудовых отношений.

Девальвация опыта

До сих пор мы фактически говорили об общем человеческом капитале, который производится в рамках формальной системы образования. Несмотря на некоторые тревожные тенденции, наметившиеся в последние годы, можно утверждать, что в российских условиях накопление общих знаний и навыков обеспечивает работникам огромные преимущества (во всяком случае, пока), многократно усиливая их позиции на рынке труда. Однако ситуация со специфическим человеческим капиталом, который производится непосредственно на рабочих местах, выглядит не столь однозначно. Стандартным показателем, измеряющим объемы накопленного специфического человеческого капитала, является специальный стаж, то есть время, в течение которого человек работает на данном рабочем месте, в данной фирме. В России он составляет сейчас около 7 лет против 10- 12 лет в странах Западной Европы и Японии. Это означает, что российская экономика продолжает жить с рабочей силой, которая имеет недостаточные по международным меркам запасы специфического человеческого капитала.

Оборотная сторона этого явления - высокая текучесть российской рабочей силы. Известно, что по интенсивности оборота рабочей силы Россия оставляет далеко позади все другие переходные экономики. На ситуацию со специфическим человеческим капиталом можно взглянуть и по-иному - с точки зрения отдачи, которую он обеспечивает. В развитых странах пик заработков в процессе трудовой карьеры человека обычно приходится на возраст 50-55 лет. Подобная форма профиля заработков объясняется тем, что именно в этом возрасте отдача от инвестиций в специфический человеческий капитал достигает своего максимума. Однако в России пик заработков достигается где-то между 40 и 45 годами, то есть на 10- 5 лет раньше. Отсюда можно сделать вывод, что старшими поколениями российских работников утрачена значительная часть специфических знаний и навыков, которые были накоплены ими при прежней системе непосредственно на своих рабочих местах.

Эти потери в специфическом человеческом капитале, по-видимому, уже никогда не будут восполнены, так что отечественной экономике придется еще долгое время жить в условиях его явной недостаточности.

Источник: www.point.ru